Услуги фулфилмента позволяют передать логистические процессы стороннему подрядчику: он обеспечит проверку товаров, полученных от поставщика, хранение, упаковку и другие работы. Фулфилмент представляет интерес для владельцев интернет-магазинов и продавцов на маркетплейсах: помогает существенно сократить расходы и экономить время. Достаточно выбрать надежного оператора, провести сравнение цен и определить объем услуг, в которых нуждается e-commerce-бизнес. Рассказываем, что такое фулфилмент, какие плюсы и минусы он умеет, каким компаниям можно доверить логистику.
Особенности фулфилмента: что это такое и какие услуги входят
Фулфилмент – полное или частичное делегирование логистических процессов профильному оператору. После заключения договора владельцу интернет-магазина не придется заботиться об аренде склада, поиске перевозчиков или выбраковке товаров – всем этим будет заниматься команда подрядчика. Набор услуг, предоставляемых в рамках фулфилмента для интернет-магазина, стандартный:
- забор товаров у поставщика или в отделении транспортной компании, привлеченной для транспортировки. Удобно для предпринимателей, сотрудничающих с поставщиками из разных городов Казахстана;
- сортировка и выбраковка: качество каждой единицы проверяется, в случае выявления позиций с фабричным браком инициируется возврат для обмена или получения внесенных средств;
- ответственное хранение всех товаров на складе. Последний чаще всего является охраняемым, соответствует требованиям: сухой – для одежды и обуви, с холодильниками и другим оборудованием – для продуктов;
- сборка и упаковка заказов, выполнение отгрузки перевозчику, который доставит посылки клиентам.
Стандартные гарантии и условия
Дополнительно – обработка возвратов, поступивших от покупателей, маркировка и другие процессы: логистика реализуется под ключ. Возможно хранение как нескольких единиц, так и крупных партий от разных поставщиков: фулфилмент-операторы удовлетворят требования любого бизнеса. Могут оказываться сопутствующие услуги:
- полноценный прием всех форм оплаты (работа с чеками реализуется за счет оператора);
- ведение и подготовка отчетной документации;
- регистрация на торговых платформах (социальные сети или маркетплейс), трекинг заказов, call-центр;
- контроль сроков хранения и соблюдение принципов товарного соседства (бытовая химия не стоит рядом с продуктами питания);
- частичная поддержка, например, только хранение или доставка;
- интеграция с системами учета и другими, использующимися в e-commerce.
У операторов предусмотрены техническая поддержка, прикрепление персональных менеджеров к клиенту, гибкое ценообразование: каждая операция оплачивается отдельно, для постоянных партнеров действуют дисконтные программы.
Принцип работы фулфилмента
Для каких интернет-магазинов нужен фулфилмент
Услуги фулфилмент-операторов актуальны практически для всех видов бизнеса, особенно связанных с высокооборачиваемыми товарами. За счет делегирования логистики можно эффективно экономить средства на содержании собственного склада, управлять поставками и закупать товары, невзирая на ограниченную площадь для хранения. Оператор обеспечивает создание необходимых условий, предупреждает порчу или кражу товаров, неся за них материальную ответственность.
Фулфилмент выгоден для малого бизнеса, но и крупные интернет-магазины нередко прибегают к этим услугам. Сотрудничество с операторами востребовано в случае сбыта продуктов с коротким сроком хранения (сотрудники склада контролируют его), габаритных позиций (мебель в коробках, бытовая техника), а также:
- продукции, которую быстро раскупают: нужно оперативно собирать и отгружать заказы, с чем отлично справляются подготовленные сотрудники оператора;
- сезонных товаров, отличающихся нестабильным спросом. В пик покупательской активности предпринимателю не придется брать в аренду дополнительный склад: оператор предоставит необходимые площади по предварительной договоренности;
- позиций со сложным прогнозированием спроса. Например, владелец интернет-магазина только выходит на рынок или расширяет ассортимент: он имеет примерные данные, но точной статистики по динамике продаж нет. В этом случае он хранит продукцию на складах фулфилмент-оператора, после раскрутки сохраняет сотрудничество или организовывает собственную логистическую систему.
Фулфилмент демонстрирует эффективность в ходе любых изменений, касающихся бизнеса: освоение новых рынков сбыта, изменение ассортимента, выход на дополнительные каналы, например, на маркетплейсы, комбинирование онлайн и офлайн продаж.
Особенности сотрудничества с фулфилмент-операторами
Плюсы фулфилмента для интернет-магазина
Взаимодействие с фулфилмент-оператором позволяет перенаправить логистику: процесс от закупки продукции у поставщика до передачи клиенту курирует сторонний подрядчик. Владелец интернет-магазина защищает себя от следующих затрат:
- поиск, аренда и масштабирование складских площадей;
- обустройство арендованного склада. Недостаточно просто снять помещение, отдельно придется докупать стеллажи, оборудование, мебель и разные мелочи, что связано с высокими финансовыми затратами;
- подбор, наем, трудоустройство персонала, а также ежемесячная выплата заработных плат сотрудникам;
- расходы на доставку товаров от поставщика, готовых заказов – в отделения транспортных компаний. Для решения этих задач потребуется арендованный или собственный транспорт;
- закупка упаковочных материалов.
Из других достоинств услуги стоит выделить:
- отсутствие ошибок на всех этапах взаимодействия с товарами;
- качественная выбраковка: команда оператора проведет проверку полученной продукции, весь фабричный брак вернется к поставщику – эти товары точно не получат клиенты, а продавец не понесет убытки;
- повышение лояльности аудитории, что обусловлено качественной упаковкой и быстрой доставкой;
- расходы становятся операционными и гибкими: изменяются в зависимости от спроса и рыночных тенденций.
Фулфилмент-операторы обладают большим опытом, они обеспечивают консультативное сопровождение, привлекают инструменты автоматизации. Сотрудничество станет хорошим решением для новичков, входящих в e-commerce с нуля: они получат первый опыт, что облегчит настройку собственной логистики, когда в ней возникнет потребность.
Преимущества услуги
Минусы фулфилмента
Основной недостаток фулфилмента – зависимость от оператора: если он откажется от работы или внедрит изменения, неприемлемые для бизнеса, то в срочном порядке придется искать нового подрядчика. В противном случае работа интернет-магазина остановится из-за отсутствия собственного логистического потенциала. К другим недостаткам относят:
- высокие тарифы, особенно если операции выполняются не под ключ. За приемку, курьерскую доставку, улучшенную упаковку придется платить отдельно. По статистике к услугам прибегают представители малого (небольшое количество товаров, нет опыта) и крупного (стабильный оборот и выручка, есть понимание спроса) бизнеса. Среднее предпринимательство либо самостоятельно занимается логистикой, либо налаживает частичное сотрудничество, например, в периоды повышения клиентской активности;
- ограниченная география работы. Редкий фулфилмент-оператор имеет склады и представительства во всех крупных городах Казахстана, что накладывает ограничения на курьерскую доставку и прямое взаимодействие с поставщиками;
- минимальный контроль. Предприниматель не сможет постоянно посещать склады оператора, чтобы проводить проверку закупленных товаров или качество упаковочных материалов. Приходится надеяться на честность контрагента и соблюдение условий договора (его нужно заключать в обязательном порядке). Для нивелирования этого недостатка рекомендуется налаживать работу с компанией, внедрившей отчетность и имеющей системы видеонаблюдения, помогающие периодически «заглядывать» на склады дистанционно.
Еще один минус – условия, касающиеся получения денежных средств, если оператор берет на себя вопросы оплаты и выдачи чеков. Например, компания может осуществлять переводы раз в месяц или 2-3 недели, поэтому предприниматель теряет возможность свободно и быстро распоряжаться выручкой.
Как выбрать фулфилмент-оператора для интернет-магазина
Цена – не решающий фактор, на который нужно обращать внимание при выборе подрядчика для обеспечения логистики. Для определения среднерыночных ставок достаточно провести сравнение предложений 5-10 операторов: ставки, бонусы, скидки для постоянных партнеров. Важно учитывать следующие особенности:
- тип и объем предоставляемых услуг. Операторы внедряют стандартные пакеты – от приемки товаров до отгрузки их конечным клиентам. Однако предприниматель может выбрать дополнительные возможности, например, обслуживание не только интернет-магазина, но и маркетплейсов, прием оплаты, курьерскую доставку до двери заказчика – все зависит лишь от выделенного бюджета и потребностей бизнеса;
- специфика товаров, которые оператор принимает. Многие компании ориентированы на простые товары, требующие стандартных условий хранения: одежда, обувь, техника, игрушки, схожие. Если предприниматель реализует косметику, живые цветы и другую специфическую продукцию, то до заключения договора рекомендуется посетить склад подрядчика, чтобы убедиться в наличии правильного освещения, холодильников и другого оснащения;
- география работы. Удобно, когда подрядчик имеет разветвленную сеть складов и офисов для охвата всех крупных регионов страны. План-минимум – большие города, такие как Астана, Алматы, Павлодар. Необходимо учитывать, с какими транспортными компаниями он работает, в каком радиусе доставляет заказы клиентам, как взаимодействует с поставщиками;
- условия сотрудничества. Наличие официального договора, полная материальная ответственность за продукцию, складские мощности с видеонаблюдением (особенно для зон приемки и отгрузки), готовность выплачивать штрафы за ошибки – этим критериям компания должна соответствовать.
Проводится изучение отзывов о подрядчике, получение сведений о сроке работы на рынке и графике отгрузки заказов (выходные дни, только днем, в ночное время), форме отчетности. Важны время ответа технической поддержки, наличие персонального менеджера, остающегося на связи 24/7, возможность заказа сторонних услуг и расширения зон хранения в периоды сезонного спроса.
Анализировать репутацию компании удобно с привлечением картографических сервисов
ТОП-5 фулфилмент-операторов для интернет-магазина
1. PickPack
Компания PickPack предлагает комплексный фулфилмент для интернет-магазинов и маркетплейсов. Внедрены следующие условия:
- доставка день в день с брендированием отправлений;
- персональный менеджер, погружающийся в специфику бизнеса клиента;
- доступные цены, есть многоуровневые скидки: при повышении объема заказов ставки снижаются;
- адаптация под разные ниши e-commerce;
- договоры с надежными партнерскими компаниями;
- интеграция с любыми системами.
Офисы оператора находятся в Астане, Алматы, Таразе и других крупных городах, а также на территории Киргизии и Узбекистана. Подрядчик принимает аксессуары, электронику, книги, биологически активные добавки, игрушки, товары для дома и охоты, обувь. Есть дополнительные услуги: регистрация индивидуального предпринимателя и товарищества с ограниченной ответственностью, бухгалтерия, иные.
Услуги от PickPack
2. ULEX
Оператор ULEX предлагает фулфилмент для интернет-магазинов и селлеров, работающих на маркетплейсах. Для клиентов доступны:
- забор и хранение товаров;
- прием заказов с последующими комплектацией, упаковкой и доставкой;
- обработка возвратов;
- дополнительные логистические процессы.
Есть грузовые перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом (внутренние, экспортные, импортные, транзитные), страхование грузов и таможенное оформление, склад класса «А». Представительства расположены в Астане и Алматы, а также в Шанхае (Китай).
Возможности ULEX для e-commerce
3. JPost
Оператор JPost оказывает почтово-логистические услуги на территории Казахстана. Команда выполняет приемку на склад со стикерованием, хранение и комплектацию, оформление сопутствующей документации, обработку возвратов. Гарантирует высокую эффективность всех операций, максимальную автоматизацию взаимодействия с товарами. Есть сопутствующие возможности:
- проведение инвентаризации;
- вложение информационных и иных материалов в заказы;
- упаковка негабаритных грузов в рамках подготовки к уличному хранению;
- оформление ТТН и товарных документов;
- утилизация/уничтожение брака;
- еженедельные или ежемесячные отчеты, касающиеся движения продукции на складе.
Предусмотрены теплые и холодные склады, есть холодильная установка для продукции с особыми условиями хранения. Отдельно можно заказать информирование отправителя или получателя о передаче груза в службу доставки, перевозки (контейнерные, железнодорожные, мультимодальные, негабаритные, опасные), проектную логистику, таможенные процессы.
Тарифы JPost
4. СДЭК
Крупнейший логистический оператор СДЭК оказывает услуги для владельцев интернет-магазинов и продавцов на маркетплейсах. Доступны фулфилмент, выполнение доставки наземным транспортом, складские операции и другие процессы. Регулярно проводятся акции, например, товары, размещенные на фулфилмент-складах до конца 2022 года, хранятся бесплатно. К сотрудничеству приглашаются продавцы с большими и маленькими объемами продукции, договор – без абонентской платы: счет выставляют по факту и объему оказанных услуг. Внедрены консультативное сопровождение и обеспечение сохранности всех товаров, компания заслужила репутацию ответственного партнера с дружелюбным ценообразованием.
5. ZAMMLER
Международная компания ZAMMLER внедрила комплексные фулфилмент-услуги для e-commerce. В пакет входят стандартные операции: прием товаров и маркирование, хранение, обработка заказов со сборкой и упаковкой, доставка и взаимодействие с возвратами. Оператор имеет отличную репутацию, предоставляет для заказчиков гарантии. Клиенты получают:
- персонального менеджера для сопровождения сотрудничества;
- разносторонний сервис и индивидуальные программы;
- конкурентоспособные цены, оптимизацию операционных расходов;
- контроль показателей эффективности.
Есть складские терминальные услуги и перевозки по Казахстану (авто и авиа), оперативная техническая поддержка. Представительства в Казахстане расположены в Алматы, Шымкенте, Астане, Актобе, Караганде, Усть-Каменогорске.
Логистические решения ZAMMLER
В заключение
Фулфилмент для интернет-магазина – хорошее решение для предпринимателей, реализующих все виды продукции. Делегирование логистических процессов существенно экономит силы и время, помогает не заботиться о возможных ошибках и полноценно заниматься развитием бизнеса. Услуги – вариативные: владельцы интернет-магазинов самостоятельно выбирают объем задач под индивидуальные требования и выделенный бюджет. Устанавливать сотрудничество легко с компаниями из разных регионов, чтобы расширить сеть обслуживания клиентов и доставки. Главное – выбрать надежного подрядчика с прозрачными условиями, возможностью масштабирования и программами лояльности для снижения финансовой нагрузки.