Выходя на маркетплейс «Вайлдберриз», селлер должен определить наиболее удобный формат логистического сотрудничества. Можно выполнять хранение и доставку товаров своими силами, еще одно решение – делегирование всех задач или части маркетплейсу. За отдельную плату команда торговой платформы осуществит сборку заказов, доставит их удобным для клиента способом и примет возвраты в случае необходимости. Маркетплейс Wildberries предлагает несколько вариантов фулфилмента – рассмотрим каждый из них, определим плюсы и минусы, а также выгоды от сотрудничества со сторонними операторами.
Что такое фулфилмент и для кого он подходит
Фулфилмент – услуга, в рамках которой маркетплейс берет на себя полную ответственность за логистические процессы. Выполняются следующие работы, позволяющие селлеру минимизировать количество собственного персонала и отказаться от аренды большого склада:
- приемка и последующее хранение товаров на складе маркетплейса;
- комплектация заказов, поступающих от клиентов;
- осуществление упаковки и правильной маркировки;
- отправка посылок розничным покупателям;
- страхование грузов (лучше не отказываться, в случае потери или повреждения посылки будет выплачена компенсация);
- услуги по приему возвратов, обменам или утилизации.
Документооборот осуществляет маркетплейс, онлайн-касса – не нужна, если селлер продает товары только на «Вайлдберриз»: платформа ответственна за правильную фискализацию. Все просто, но продавец должен позаботиться о правильной упаковке до передачи груза представителям торговой площадки: любые ошибки могут стать причиной возврата, что повлечет за собой финансовые убытки. Еще одна проблема – попадание товара в обезличку, например, из-за помятой коробки или неправильной этикетки, откуда его непросто вернуть.
При правильной организации работы большинства проблем можно избежать: готовя первые партии к отправке, лучше закупить упаковку оптом в профильном интернет-магазине (подберут под тип товара) и привлечь несколько специалистов, имеющих опыт работы с продукцией для «Вайлдберриз». Такой формат логистического сотрудничества имеет больше плюсов, чем минусов:
- предприниматель экономит на персонале и складе, он не заботится о покупке или найме собственного транспорта для постоянной перевозки грузов. Собранный груз можно доставить в ближайший сортировочный центр и другой пункт приема (информация с географией складов доступна на официальном сайте маркетплейса для партнеров);
- отсутствие проблем с нарушением сроков доставки: выполняется массовая обработка заказов, поэтому посылки прибывают к клиентам в оговоренные сроки и редко теряются;
- минимальное участие в логистике со стороны селлера, поэтому можно направить силы на расширение рынков сбыта, поиск поставщиков, эффективную рекламу – контроль других направлений.
Параллельно повышается уровень лояльности и уменьшается количество негативных отзывов: правильная и качественная упаковка, доставка в срок существенно укрепляют доверие клиентов.
Принцип реализации фулфилмента
Маркетплейс внедрил две формы сотрудничества: FBO (полный фулфилмент) и FBS (частичный). Существует еще DBS, в рамках которой логистикой продавец занимается самостоятельно или с привлечением стороннего фулфилмент-оператора, устанавливающего более низкие ставки. Рассмотрим каждый вариант детальнее.
FBO от Wildberries
Схема FBO подразумевает полную передачу работы с заказами оператору. Маркетплейс берет на себя приемку, проверку, упаковку, доставку товаров, а также оказывает дополнительные услуги по утилизации, возвратам – селлеру необходимо лишь передать продукцию на склад. Этот формат демонстрирует эффективность при решении следующих бизнес-задач:
- селлер продает продукты с высоким оборотом: они не будут долго храниться на складе, за который нужно платить отдельно;
- нет желания или возможности арендовать склад, потом – нанимать и контролировать сотрудников;
- возникают сложности при самостоятельной сборке и упаковке заказов.
Компания устанавливает средние тарифы: ставки постоянно изменяются, поэтому их нужно уточнять на первых этапах работы. Они зависят от категории, свойств, габаритов и других особенностей отгружаемых продуктов. Некоторые позиции, например, скоропортящиеся товары, по FBO продавать не получится.
Работа на маркетплейсе по модели FBO
Правила подготовки товаров для отправки по системе FBO
Для всех грузов, отправляющихся на склады маркетплейса, действуют стандартные условия:
- упаковка чистая, предупреждает контакт содержимого с пылью, влагой;
- нужно выбирать коробки под размер содержимого, если упаковка больше – обязательно используют внутренние фиксаторы из бумаги, картона;
- все открывающиеся части зафиксированы скотчем;
- можно отгружать товары в заводской упаковке, но только в случае соответствия требования маркетплейса. Например, так можно отправить чайник или смартфон в коробке, дополненной слоем плотной пленки.
Важное условие – маркировка, имеющая правильный формат. Должны быть указаны наименование продукта и производитель (с краткими данными), а также состав, знак ЕАС, дата производства и товарный знак. Дополнительно требуется срок годности, если он распространяется на продукт, обязательно – шрих-код. Этикетку нельзя закрывать упаковкой: она должна быть хорошо читаемой и не деформированной, иначе возникнут проблемы при обработке груза на складе.
Как правильно оформлять этикетки
Особые условия для разных товарных групп
Маркетплейс выдвигает требования к упаковке в зависимости от состава, хрупкости и других характеристик товара. Например, обувь доставляется в коробке длиной 60 сантиметров, необходимо позаботиться о вкладывании материалов для поглощения влаги. Товары для взрослых отправляют в непрозрачной упаковке, которая лишена любых опознавательных знаков, а посуду – в бабл-пленке и коробках. В инструкции «Вайлдберриз» для партнеров представлен большой перечень категорий и рекомендованных упаковок для них: данные нужно изучить и сохранить, чтобы предупредить ошибки, которые повлекут за собой порчу продукции.
Формирование сборных грузов
Селлер может выбрать для отгрузки товаров следующие варианты упаковки сборных грузов:
- монокороб (60х40х60). Используется для отгрузки идентичных товаров, например, одной модели кроссовок, но разного размера. Обязательное условие – в коробке нет других позиций и она полностью заполнена;
- микскоробы. Могут привлекаться для отгрузки моделей с разными характеристиками, но при соблюдении правил соседства (бытовую химию нельзя класть в одну коробку с продуктами, например);
- паллеты, на которые можно укладывать разные товары. Обязательно – правильная структура: от тяжелых (расположены снизу) до легких (верхняя часть) коробок.
Коробы нужно маркировать «Моно» и «Микс». Для паллет предусмотрены альбомные листы (формат А4), на которых указано количество коробок, номер поставки, склад, дата осуществления поставки и другие данные для идентификации содержимого. При выборе подходящей формы отгрузки нужно ориентироваться на подсказки системы и тип товаров, а также их общий вес с учетом упаковки.
Варианты коробов и укладки
Модель FBS
При FBS маркетплейс берет на себя обязательства по доставке посылок потребителям, остальное – ответственность селлера. Сотрудничество в таком формате связано с более выгодными ставками, но средства придется направить на аренду склада и другие организационные вопросы. Продавец может сделать выбор в пользу следующих решений:
- самостоятельно заниматься логистикой, если ассортимент большой – привлечь сотрудников;
- делегировать работу стороннему фулфилмент-оператору: у многих компаний на территории Казахстана ставки намного ниже, чем у «Вайлдберриз».
Формат удобен для селлеров, находящихся в процессе тестирования спроса и продающих товары, которые покупают медленно. В начале работы на маркетплейсе рекомендуется попробовать обе схемы, чтобы иметь возможность выбрать приоритетную. Дополнительно – расчет юнит-экономики для определения чистой прибыли по отношению к расходам, которые привлекаются для сбыта одной или определенного количества единиц продукции (поможет выявить рентабельную цену доставки).
Особенности модели FBS
С какими фулфилмент-операторами можно наладить сотрудничество в Казахстане
При выборе фулфилмент-партнера нужно учитывать репутацию компании, географию доставки (только Казахстан или страны ближнего зарубежья), установленные цены. Последние должны соответствовать среднерыночным тенденциям: слишком низкие ставки могут указывать на то, что услуга предоставляется некачественно.
Компания EasyPost
Фулфилмент-оператор EasyPost ведет сотрудничество по договору. К услугам клиентов – полная материальная ответственность со стороны партнера и следующие возможности:
- фулфилмент для продавцов на Kaspi и Wildberries;
- быстрое перечисление наложенных платежей;
- работа с физическими лицами;
- оперативная доставка в формате «день-в-день»;
- функциональный личный кабинет;
- оплата за результат, скрытые и абонентские платежи отсутствуют;
- наращивание и сокращение темпов с учетом сезонного спроса.
Компания имеет бизнес-партнеров, взаимодействует с разными службами доставки и внедрила гибкую ценовую политику. Максимально упрощен документооборот, предусмотрена партнерская программа, к каждому клиенту прикрепляют персонального менеджера. Ставки по системе «Все включено» составляют 1000-2000 тенге за один заказ, есть дополнительные услуги за отдельную плату – от call-center до курьерской доставки.
Преимущества компании EasyPost
Оператор Ulex
Компания Ulex предлагает клиентам широкий спектр логистических услуг с привлечением разных способов доставки – от автомобильных до железнодорожных перевозок. Отдельное направление – фулфилмент, в рамках которого оказываются следующие виды поддержки:
- компания забирает товары у поставщика, потом – размещает на собственном складе;
- осуществляются приемка и идентификация, маркировка и добавление в систему;
- команда оператора готовит продукцию к отгрузке: формирует заказы, комплектует и упаковывает;
- производится доставка, как собственным транспортом, так и партнерскими курьерскими службами.
Сотрудничество с Ulex поможет предпринимателю сократить затраты на содержание штата персонала, предупредить номенклатурные погрешности и несвоевременную доставку. Могут быть оказаны дополнительные услуги, такие как отслеживание движения грузов по территории Казахстана, управление заказами и другие. Цены нужно уточнять, предварительный расчет можно выполнить с помощью онлайн-калькулятора.
Фулфилмент-оператор PickPack
Офисы компании PickPack находятся в Алматы, Шымкенте, Таразе и других городах, помимо Казахстана – в Киргизии и Узбекистане. Обслуживают интернет-магазины, маркетплейсы, совместные покупки и другие виды бизнеса, имеющие ограниченное количество товарных позиций. Предусмотрено удобное API для выполнения быстрой интеграции, а также брендирование заказов. Компания не обязует селлеров заключать долгосрочные контракты: остановить сотрудничество можно в любое время.
Установлены низкие тарифы, предусмотрены персональные менеджеры и оперативная доставка «день-в-день», что обеспечено удобным расположением и правильно выстроенной логистикой. Реализованы возможности для автоматизации Kaspi и Wildberries, фулфилмент-оператор установил партнерские взаимоотношения с транспортными компаниями из Казахстана и стран СНГ. Прозрачное ценообразование позволяет контролировать траты при работе с товарами, дополнительно – реферальная программа.
Особенности и возможности PickPack
В заключение
Фулфилмент от «Вайлдберриз» – хорошее решение для селлеров, которые быстро продают большие объемы товаров, поэтому не переплачивают за длительное хранение или утилизацию при истечении срока годности. Формат FBS позволяет делегировать фулфилмент-оператору часть задач по доставке, в любом случае придется заботиться о правильных упаковке и маркировке, предупреждающих возвраты и отказ в приеме груза. Если эти варианты не устраивают продавца – можно обратиться в стороннюю компанию, которая предложит более выгодные условия. При выборе подрядчика нужно проводить анализ цен по рынку, потом – сравнивать предложения и количество предоставляемых услуг. Лучше отдавать предпочтение «пакетным» решениям: оператор заберет товары у клиента, после чего будет самостоятельно решать логистические задачи.