Более трети жителей Казахстана имеют дачи и частные дома, еще около 20% выращивают цветы и обустраивают мини-огороды на балконе, что порождает спрос на семена, удобрения, грунт и схожие позиции. Продавая товары для дачи, можно быстро нарастить постоянную аудиторию и получать стабильно высокий доход, главное – правильно оценить перспективы ниши, определить потенциальных клиентов и найти надежных поставщиков. Рассказываем, как открыть интернет-магазин дачных товаров, как оформить бизнес и выполнить эффективное продвижение.
Шаг №1. Оценка ниши
Товары для дачи – продукция с сезонным спросом. Их начинают покупать с первой половины марта до ноября, исключение – позиции для домашнего цветоводства. К другим особенностям ниши стоит отнести:
- невысокий средний чек, достигающий 10000-12000 тенге. Основная доля дачных товаров отличается низкими ценами, доступны дорогостоящие позиции, такие как мотокосы или мебель для пикника, но их заказывают намного реже, чем семена, рассаду или секаторы;
- солидная маржинальность. Низкий средний чек компенсируется установлением максимальной наценки от 200%;
- адаптация к сезонным колебаниям спроса. Ассортимент можно эффективно масштабировать, добавляя в него товары, которые покупают в разное время года. Например, весной популярна рассада, осенью – минеральные удобрения, а зимой – семена для проращивания на балконе;
- конкуренция. Товары для дачи продают многие продавцы, поэтому владельцу интернет-магазина придется побороться за лидирующие позиции.
В период покупательской активности продажи будут стабильно высокими, нужно лишь обеспечивать наличие товаров и улучшать клиентские сервисы. Последние очень важны: дачники предпочитают приобретать все необходимое в одном месте, они становятся постоянными клиентами, рекомендуют интернет-магазин друзьям и соседям, запуская сарафанное радио.
Для оценки сезонных колебаний используется сервис Google Trends
Шаг №2. Анализ целевой аудитории
Покупатели дачных товаров – разнородная аудитория, в нее входят люди пенсионного возраста, молодые семьи, владельцы больших коттеджей. До старта работы нужно составить портрет – общий образ будущего покупателя, он определяет:
- возраст, пол, семейное положение;
- профессию, уровень образования и дохода;
- место проживания (мегаполис или маленький поселок);
- боли, желания, образ жизни.
Общий портрет важно сегментировать, чтобы выполнить деление клиентов на группы: владелец большого загородного дома и собственник маленькой дачи имеют как разные интересы, так и покупательскую способность. Для сегментации можно привлечь методику 5W Марка Шеррингтона, в ее основе лежат 5 вопросов о продукте и потребителях:
- What? (Что?) – реализуемый товар. Например, садовые газонокосилки;
- Who? (Кто?) – клиенты, интересующиеся товаром и желающие купить его. Сегментация осуществляет по возрасту, полу и другим особенностям. В случае с газонокосилкой – это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, имеющие коттедж и средний уровень дохода;
- Why? (Почему?) – причина потребности в товаре: экономия на платном покосе травы, желание ухаживать за участком самостоятельно;
- When? (Когда?) – в какое время клиенты будут покупать товар: с апреля до сентября, зимой – только при высоких скидках;
- Where? (Где?) – рекламные каналы и места сбыта. Клиент узнает об интернет-магазине через знакомых или благодаря контекстной рекламе, оформит заказ в мобильном приложении или посетит шоурум.
Такая сегментация помогает не только собрать сухую статистику, но и определить боли, потребности целевой аудитории. Под созданные группы будет формироваться ассортимент и настраиваться маркетинговые кампании.
Общие признаки целевой аудитории
Шаг №3. Бизнес-план
Открытию интернет-магазина предшествует бизнес-планирование, определяющее следующие показатели:
- финансовые: расходы на аренду и персонал, закупку товаров и другие процессы, срок выхода на окупаемость. Источники финансирования – кредит или собственные средства, а также разделение затрат с партнером;
- кадровая структура, потребность в аренде помещений;
- маркетинговые инициативы: каналы, которые будут привлекаться для продвижения;
- определение внешних и внутренних рисков: изменение курса валют, появление на рынке сильного конкурента, непредвиденная смена поставщика. Нужно не только составить список рисков, но и зафиксировать жизнеспособные модели для устранения их последствий;
- анализ рынка и конкурентов, особенности потенциальных покупателей.
Необходимо описать задачи проекта, а также установить методы оценки эффективности работы и цели со сроками достижения. Планирование осуществляется на ближайшие 12 месяцев, что позволяет гибко реагировать на возникающие проблемы, предупредить лишние траты и убыточность.
Канва бизнес-модели для планирования
Шаг №4. Выбор ассортимента
Дачные товары – широкая группа продукции, в интернет-магазине можно продавать:
- товары для полива – от садовых шлангов до автоматики для систем орошения;
- инструмент: лопаты, вилы, культиваторы, сапки;
- секаторы, сучкорезы, тачки и тележки;
- технику: газонокосилки, триммеры, садовые пылесосы для уборки листьев, электропилы, измельчители;
- семена, рассаду, удобрения, грунт, а также все для теплиц;
- каркасные и надувные бассейны, фильтры, тенты, подсветку для них;
- коптильни, грили и барбекю, решетки, дополнительно – угли и смеси для розжига;
- садовую мебель и подвесные кресла;
- мобильные заборы, декор для сада: люминесцентные фонари, решетки для вьющихся растений, фигуры, фонтаны.
Важно выделить позиции, отличающиеся сезонным и стабильным спросом. Можно создать моноассортимент, в котором представлены товары из одной категории, например, садовая техника. Если в каталоге собрана продукция для решения разных задач, то на первых порах придется тестировать спрос, чтобы определить приоритетные позиции и убрать плохо продающиеся. Востребованы товары популярных брендов, таких как Monsanto, Karcher, Syngenta и других, разнообразить каталог поможет доступная продукция от казахстанских производителей и компаний, работающих на территории стран СНГ.
Пример широкого ассортимента товаров для сада и огорода
Шаг №5. Поиск поставщиков
Тип поставщиков определяют финансовые возможности предпринимателя. Если он ограничен в средствах, то стоит обратить внимание на дропшиппинг, не требующий покупки товаров. В этой модели необходимо иметь канал сбыта, привлекать клиентов и продвигать товары, а о хранении, упаковке и доставке позаботится производитель. Клиенты не догадываются о том, что оформляют заказы через посредника, доход – установленная наценка. Если планируется закупка товаров, то подойдут следующие поставщики:
- прямые производители, заинтересованные преимущественно в крупнооптовых заказчиках. Из плюсов стоит выделить самые низкие цены на рынке, стабильный ассортимент и возможность заказать индивидуальное производство партии;
- посредники. Они продают товары мелким оптом, иногда – в розницу, что делает такие компании оптимальным решением для малого бизнеса. К минусам относятся изменение ассортимента и более высокие цены, если сравнивать с производителями.
- Альтернатива – глобальные торговые платформы для заключения В2В-сделок: предприниматель выбирает товары по оптовой цене, оплачивает их и получает в указанное время – все участники защищены, выбор контрагентов – огромный. По такому принципу работает популярная казахстанская площадка MDB.kz. При поиске поставщика необходимо учитывать:
- ценообразование: лучше выбирать предложения со средними ставками по рынку;
- товары: удобно работать с компанией, реализующей продукцию разных брендов;
- логистику: выполняет ли поставщик доставку, помогает оформить таможенные документы для зарубежных контрагентов, с какими перевозчиками сотрудничает;
- условия: наличие отсрочки платежа, минимальной объем заказа (сумма или количество единиц), накопительные скидки;
- договор, что важно при установлении договоренностей о долгосрочном сотрудничестве.
Найти контрагента можно в каталогах, на досках бесплатных объявлений и в социальных сетях, а также на офлайн-мероприятиях (выставки, конференции, ярмарки).
Пример предложений от поставщиков в каталоге
Шаг №6. Регистрация бизнеса
Для продавца дачных товаров подходит индивидуальное предпринимательство. Обеспечены несколько форм налогообложения с выгодными условиями, минимальная отчетность, легкая ликвидация в случае необходимости. Процедуру можно пройти в ближайшем центре обслуживания населения. Более простой путь – онлайн-регистрация с предварительным получением электронной цифровой подписи (доступно на государственных порталах Egov.kz и Elicense.kz). После этого для удобства дальнейшего приема платежей рекомендуется открыть расчетный счет в банке.
Шаг №7. Создание сайта интернет-магазина
Для продажи дачных товаров необходим быстрый интернет-магазин, имеющий адаптивный дизайн и удобную корзину с функцией редактирования заказа. Предприниматель может купить готовый сайт или заказать его разработку – рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.
Заказ разработки в агентстве
Команда агентства обеспечивает разработку под ключ: проводит исследование ниши и конкурентов, выполняет маркетинговое исследование и внимательно изучает требования заказчика. В ходе создания ведутся консультации, клиент вправе запрашивать внесение изменений и доработок, потом – заказать SEO-продвижение, запуск контекстной и других видов рекламы. Контроль не требуется, достаточно составить правильное техническое задание, отобразив в нем все пожелания. Индивидуальная разработка – длительный процесс, занимающий в среднем от 20 до 35 дней, что зависит от сложности. Еще один минус – высокие цены, стартующие от 350-400 тысяч тенге: ставки зависят от репутации агентства, типа сайта, иных факторов.
Цены на разработку силами агентства
Покупка готового сайта
Это решение подходит для предпринимателей, которые хотят получить работающий проект без траты времени на общение с подрядчиками. Готовые интернет-магазина чаще всего продаются с наработанной базой клиентов и поставщиков: достаточно внести небольшие изменений и запустить продажи. К минусам относятся высокие цены и риски, связанные с нечестностью продавца: до заключения сделки придется заказывать комплексный аудит, чтобы определить финансовые показатели и перспективы развития.
Платформы для создания интернет-магазина
Платформа – комплексное решение, позволяющее не только запустить интернет-магазин в срок до одних суток, но и объединить популярные каналы продаж (мессенджеры, маркетплейсы, другие). К услугам предпринимателя – готовые шаблоны, легко подобрать подходящий для конкретной товарной группы. Реализованы маркетинговые функции, возможность масштабировать сайт под потребности быстрорастущего бизнеса, инструменты для автоматизации, модули и интеграции. Дополнительно – высокий уровень безопасности и защиты от DDoS-атак. Цены – доступные, например, на платформе inSales есть 3 тарифа по стоимости от 3500 тенге в месяц, во все включен быстрый хостинг с uptime 99,9%.
Шаблон интернет-магазина от inSales
Шаг №8. Выбор дополнительных каналов сбыта
На первых порах предприниматель столкнется с минимальным количеством заказов, для повышения осведомленности потенциальной аудитории и получения выручки рекомендуется использовать дополнительные каналы продаж. Эффективность демонстрируют следующие платформы:
- маркетплейсы: Wildberries, Tomas.kz, Satu.kz. Ежедневно через них заключаются тысячи сделок, аудитория – стабильная и ищет самые выгодные цены. Для сотрудничества с маркетплейсами достаточно пройти быструю регистрацию и сформировать товарные карточки, с каждой продажи селлер будет уплачивать комиссию: ставки зависят от категории;
- доски бесплатных объявлений: OLX, Flagma. Использование – бесплатное, нередко установлен лимит на количество объявлений. Позволяют не только продавать товары для дачи, но и размещать ссылки на сторонние ресурсы, общаться с клиентами напрямую: продавец быстро собирает собственную базу контактов;
- агрегаторы: Sravni.kz, e-Katalog. Аккумулируют информацию о товарах, посетители используют такие сервисы для сравнения цен, для осуществления покупки нужно перейти на сайт интернет-магазина. Предприниматель оплачивает клики, ставки формируются в аукционном формате.
Стоит наращивать продажи через социальные сети и мессенджеры, создав магазин в Facebook или Telegram (на базе бота). Развитие дополнительных каналов продаж связано с повышением расходов, но они помогут увеличить количество сделок, собрать собственную контактную базу и привлечь клиентов на этапе развития коммерческого проекта.
Оформление торговой группы в Instagram
Шаг №9. Продвижение интернет-магазина товаров для дачи
Продвижение выполняется с привлечением онлайн и офлайн каналов, что обеспечивает повышение охвата. Эффективность демонстрирую следующие инструменты:
- контекстная реклама в поисковых системах, таргетированная – в социальных сетях. Позволяют настраивать показы под определенные аудитории и регионы, начинают работать сразу после запуска, но требуют солидного маркетингового бюджета;
- перекрестная реклама: два предпринимателя запускают совместные кампании. Это могут быть акции, распространение промокодов, конкурсы и иные инициативы, главное – партнер не должен быть прямым конкурентом;
- инфлюенсеры, привлекающие свою аудиторию и советующие товары;
- распространение листовок, флаеров и другой полиграфической продукции;
- наружная реклама – от световых коробов до растяжек.
Контекстная реклама и локальное продвижение через Google Карты
Необходимо позаботиться о внедрении программ и условий, которые стимулируют постоянных клиентов запустить сарафанное радио:
- бесплатная доставка при достижении минимальной суммы заказа;
- акции с ограниченным сроком действия и сезонные закрытые распродажи;
- реферальные и партнерские программы: за каждого привлеченного друга клиент получает денежное вознаграждение или бонус;
- подарочные сертификаты.
Для прямой коммуникации и удержания внимания аудитории ведутся блоги, страницы в социальных сетях и Telegram-каналы. Они помогают собирать отзывы, получать UGC-контент (пользователи создают его самостоятельно), обрабатывать жалобы и рекомендации. Бизнес имеет возможность информировать потребителей о выгодных предложениях, предоставлять им полезную информацию о товарах – от применения до технических характеристик.
В заключение
Товары для дачи – хорошо оборачиваемые и высокомаржинальные позиции, ниша отличается средними колебаниями спроса (до 50%). При создании интернет-магазина рекомендуется проработать портрет целевой аудитории, выполнить конкурентное исследование и определить все риски, что позволит быстро реагировать на любые форс-мажоры. Важно найти ответственных поставщиков, которые обеспечат доступность логистики, поддержку в таможенном оформлении при доставке из-за рубежа и условия, снижающие финансовую нагрузку, такие как отсрочки платежей или рассрочки. Необходимо создать разнородный ассортимент с товарами, относящимися как к низкому, так и к высокому ценовому сегменту, что поможет удовлетворить требования разных сегментов аудитории. Стоит запустить комплексный маркетинг для ускоренной раскрутки и внедрить клиентский сервис, стимулирующий возвращаться за новыми покупками.