Бизнес на маркетплейсах – перспективное направление, обеспечивающее быстрый выход на e-commerce-рынок. Главное – выбрать подходящую торговую площадку, условия которой удовлетворяют требования и возможности предпринимателя. Продавцы из Казахстана могут использовать не только отечественные, но и международные платформы, что обусловлено развитым фулфилментом, сетями пунктов выдачи, мобильностью поставщиков. Рассказываем о ТОП-7 маркетплейсах, занимающих лидирующие позиции в 2022 году.
1. Satu.kz
Площадка Satu.kz удерживает пальму лидерства на протяжении долгих лет, являясь одной из самых популярных на территории Казахстана. В каталоге представлено все – от промышленных до потребительских товаров. Наиболее активно продаются следующие позиции:
- одежда и обувь, особенно женские и детские модели;
- мелкая бытовая техника и электроника;
- строительные материалы и инвентарь для ремонта;
- подарки, модные аксессуары, чехлы и наушники для гаджетов;
- саженцы декоративных растений, семена и другие товары из категории сад-огород.
По данным сервиса каждый пятый житель Казахстана использует платформу для поиска и последующей покупки товаров. К услугам предпринимателей – быстрая регистрация, помощь персонального менеджера по настройке работы, синхронизация с CRM и рекламными инструментами, невысокие тарифы. Доступно несколько пакетов на выбор для продавцов с разным оборотом и количеством товаров, предусмотрен бесплатный пробный период сроком 14 дней.
Условия и преимущества маркетплейса Satu для продавцов
2. Lamoda.kz
Маркетплейс Lamoda – узкопрофильная площадка, на которой представлены преимущественно одежда и обувь:
- платья, сарафаны, юбки;
- джинсы, брюки, шорты;
- нижнее белье, верхняя одежда;
- модные аксессуары: сумки, рюкзаки, ремни, иное.
Для начала сотрудничества нужно оформить заявку со ссылкой на свой интернет-магазин на официальном сайте платформы, она будет рассмотрена в срок до 7 дней. В случае одобрения можно загружать товары, что выполняется по API или через простейший интерфейс.
После регистрации магазин представлен на отдельной странице продавца: есть информация о компании и каталог товаров. Не придется инвестировать в call-центр: переговоры с клиентом ведут представители платформы. К каждому продавцу обязательно прикрепляют персонального менеджера для быстрого решения текущих вопросов. Маркетплейс располагает собственной службой доставки, обеспечивает получение аналитических данных и всесторонней поддержки, из минусов стоит выделить высокие комиссии для продавцов.
Что получает предприниматель, начиная сотрудничество с маркетплейсом Lamoda
3. Маркетплейс Казахстана
Платформа Маркетплейс Казахстана объединяет производителей, оптовиков, розничных продавцов и покупателей. Доступно создание интернет-магазина с корзиной, сотрудничество ведется с юридическими и физическими лицами. Внедрены рекламные инструменты и содействие в SEO-продвижении, возможны выход на международные маркетплейсы и управление репутацией. Из других плюсов – проведение акций, схема FBS (хранение товаров на складе предпринимателя), широкая география продаж и быстрый старт с минимальными инвестициями. Продавать можно как на территории Казахстана, так и в зарубежные страны, что обеспечено многочисленными способами оплаты заказов.
Форма оплаты для бизнеса – абонентская: предприниматель вносит платеж один раз (сумма немаленькая), но не уплачивает комиссию с каждой продажи. Можно оплатить тариф сроком от 1 до 12 месяцев, что зависит от планов и дает возможность протестировать платформу на практике. На маркетплейсе можно продавать многие виды продукции: декор, посуда для кухни, книги, одежда, продукция для животных, строительства и ремонта, ноутбуки – более 25 товарных категорий.
Возможности платформы Маркетплейс Казахстана
4. Kaspi.kz
Маркетплейс Kaspi.kz привлекает клиентов широким ассортиментом товаров, продавцов – лояльными условиями для запуска бизнеса с нуля. На площадке можно продавать:
- продукцию для красоты и здоровья, спорта и туризма, для животных;
- одежду и обувь для клиентов разного возраста;
- бытовую технику, украшения и аксессуары;
- автотовары, книги, мебель;
- товары для дома, дачи и праздников;
- свежие продукты, бутилированную воду и напитки, многое другое.
Торговую площадку ежемесячно посещают свыше 11 миллионов пользователей, реализованы удобные способы оплаты и доставка в любую точку Казахстана. Продавцы могут наладить сбыт в рассрочку или кредит, к сотрудничеству приглашают официально зарегистрированных предпринимателей, имеющих право заключать сделки с физическими лицами. Форма оплаты – комиссия с каждой успешной сделки, составляющая 5-11% для разных товарных категорий.
Ставки по комиссиям, которые торговая площадка Kaspi взимает со сделок
5. Tomas.kz
Платформа Tomas.kz – крупнейшая площадка, представляющая интерес для жителей Казахстана из-за доступных цен, регулярно проводимых акций и дружелюбных условий сотрудничества. С маркетплейсом сотрудничают владельцы крупных интернет-магазинов и представители мелкого бизнеса, стремящиеся повысить продажи и привлечь максимальное количество потребителей.
В каталоге платформы собраны разные группы товаров, которые могут понадобиться в быту, на работе, для организации бизнеса и решения других задач. Команда Tomas.kz акцентирует внимание на том, что ежемесячно сделки заключают свыше 560 тысяч покупателей. Выделим другие плюсы маркетплейса:
- собственное мобильное приложение;
- партнерская сеть для эффективного маркетинга;
- два канала продаж: маркетплейс и собственный сайт с возможностью продвижения в поисковых системах, собранный с привлечением конструктора;
- мультивалютность, решения для возвращения покупателей;
- рассылки на электронную почту клиентов, обеспечивающие дополнительную рекламу;
- возможность быстро зарегистрироваться и запустить внутренний магазин для продаж;
- простое управление магазином, не требующее привлечения программистов;
- доступность инструментов аналитики и готовых интеграций.
Продавец самостоятельно управляет логистическими процессами: не нужно передавать товары и хранить их на складе маркетплейса. Доступен 7-дневный тестовый период, потом нужно оплатить тариф: минимальный «Старт» (5 тысяч товаров) – 90000 тенге в год, максимальный «Премиум Голд» (80 тысяч позиций) – 260000 тенге в год. Купив тариф, продавцу не придется уплачивать дополнительную комиссию с продажи.
Пакеты услуг и цены для продавцов на платформе Tomas
6. Wildberries
На маркетплейсе Wildberries можно продавать из разных стран, в течение суток на площадке оформляются свыше 700000 заказов. Покупатели из Казахстана используют версию kz.wildberries.ru: цены указаны в тенге, доступны предложения от местных продавцов, можно выбирать удобные способы доставки в ближайшие пункты выдачи.
За прошедший год количество пунктов выдачи на территории Казахстана выросло примерно на 25%, к проекту присоединились свыше 2000 продавцов. Для предпринимателей доступна возможность налаживать доставку в другие страны, продавать можно практически все:
- косметика, парфюмерия;
- товары для дома, обувь, одежда, модные аксессуары;
- крупная и мелкая бытовая техника, периферия для компьютеров, смартфоны;
- строительные материалы, продукция для детей;
- мягкая и корпусная мебель, товары для автомобилей – от технических жидкостей до запчастей;
- книги, товары для взрослых, канцтовары, иное.
Средняя комиссия с продажи составляет 5-10%, обязательное условие – участие в акциях с существенным снижением базовой ставки. Работа на площадке доступна для индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью: физические лица не могут продавать на Wildberries (аналогичное правило действует практически на всех маркетплейсах). Внутри платформы реализованы рекламные инструменты, есть фулфилмент, безопасные сделки и другие выгоды, интересные и для продавцов, и для покупателей.
Условия сотрудничества по системе FBS на Wildberries
7. Ozon
Маркетплейс Ozon – старейшая площадка, к которой предприниматели из Казахстана могут присоединиться с 2021 года. Выделим основные показатели маркетплейса «Озон»:
- 19000 пунктов выдачи заказов в разных странах мира;
- свыше 48 миллионов пользователей посещают площадку ежемесячно;
- более 20 категорий товаров: обувь, техника, одежда, дом и сад, косметика и другие;
- современная логистика;
- 96% жителей Казахстана знакомы с маркетплейсом и доверяют ему. Узнаваемость обеспечена во всех странах, на территории которых маркетплейс функционирует;
- 23 года – опыт работы в e-commerce.
Для продавцов, выбирающих Ozon, доступны динамичный рост продаж, широкая аудитория, внутренние инструменты аналитики. Реализованы удобные способы доставки, широкие возможности для внешнего и внутреннего продвижения. Форма оплаты – комиссия со сделки, составляющие 4-15%, но все зависит от товарной категории.
Репутация, предложения и условия маркетплейса Ozon для бизнеса
Какой маркетплейс выбрать для старта в e-commerce
При выходе на маркетплейс у предпринимателя должна был сформирована стратегия, включающая:
- анализ целевой аудитории: портрет с сегментаций, помогающей разделить клиентов на узкие группы по интересам и социально-демографическим признакам;
- примерный ассортимент, под который будет осуществляться выбор торговой площадки;
- бюджет на закупку товаров и список поставщиков;
- юнит-экономика, в которой будут учтены закупочная и розничная цена товара, дополнительные расходы (доставка, упаковка, персонал, прочие), участие в акциях и комиссия маркетплейса. На финише предприниматель должен иметь представление о чистой прибыли.
Рассмотрим факторы, на основе которых принимается решение о сотрудничестве с определенным маркетплейсом.
Организационно-правовая форма
Доминирующее количество маркетплейсов не ведут сотрудничество с физическими лицами. До подачи заявки на регистрацию стоит убедиться, что организационно-правовая форма удовлетворяет требования платформы. В приоритете – индивидуальное предпринимательство и общества с ограниченной ответственностью.
Схема работы
На разных маркетплейсах реализованы индивидуальные схемы сотрудничества, но они имеют схожие черты. Например, в рамках FBO предприниматель должен поставить товары на склад маркетплейса, после чего обязательства по логистике с него снимаются. При FBS нужно хранить продукцию на своем складе и передавать в маркетплейс только по факту полученных заказов, доставкой занимается торговая площадка. В случае с DBS хранение и доставка осуществляются силами продавца. Доступны комбинированные форматы сотрудничества: выбор лучшего осуществляется с учетом оценки возможностей магазина, бюджета и сроков, выдвигаемых маркетплейсом.
Формы сотрудничества на примере маркетплейса Ozon
Тип товаров
Многие маркетплейсы отличаются мультикаталогами: на одном сайте соседствуют строительные материалы, детское питание и косметические средства. Существуют площадки с узкой тематикой, такие как Lamoda: можно продавать только обувь, одежду и аксессуары, а вот посуду или декор для дома добавить в каталог не получится.
Не стоит забывать о рисках. Например, лидерами продаж по возвратам являются вещи с примеркой: клиент заказывает 4 пары кроссовок, меряет их, покупает одну, а остальные возвращает. Менее подвержены возвратам аксессуары, игрушки, бытовая техника и книги, что нужно учитывать при составлении ассортимента. Молодым магазинам рекомендуется не экспериментировать со скоропортящейся продукцией, лучше закупать ее оптом малыми партиями: в первые недели поток заказов будет невысоким, что повышает риск не успеть реализовать товары до истечения срока годности.
Комиссия площадки
Возможны несколько форматов сотрудничества: уплата комиссии с каждой сделки или же приобретение подписки на определенный срок. Важно рассчитать юнит-экономику и определить, какой вариант оплаты будет более выгодным. На крупных и популярных платформах чаще всего установлена комиссия со сделок, небольшие региональные площадки предлагают покупку тарифного плана. В первом случае поток клиентов и заказов может быть внушительным, поэтому высокая комиссия окупается за счет стабильных заказов. Во втором есть риск купить подписку, но получать мало обращений от клиентов, что чревато низким ROI.
В заключение
Для предпринимателей из Казахстана доступен широкий выбор торговых площадок, обеспечивающих интересные условия сотрудничества, доступные тарифы и комплексную поддержку на всех этапах работы. Рекомендуется тестировать разные площадки, при возможности – выходить на глобальный уровень, привлекая потенциал китайского AliExpress, американских eBay и Amazon. Перед регистрацией обязательно изучите правила и требования площадки, оцените внутренний спрос по результатам продавцов-конкурентов и наполненности каталога. Проведите опрос среди своей целевой аудитории, чтобы выявить приоритетную торговую платформу.